Алевтина Клипикова

Для кого мы работаем?


Кто должен воспитывать студентов?

В высшем учебном заведении воспитание является одной из важнейших функций, только возникает вопрос: чья это функция?
Странно и обидно бывает обсуждать с преподавателями ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, почему они должны заниматься воспитанием, кураторством и т.п. «А кто же должен это делать?», – хочется спросить в ответ. В вузе больше никого нет: преподаватели и студенты.
Единственное пространство в нашем вузе, где каждый занимается воспитанием и выполняет свою работу – это подразделения по внеучебной работе, благодаря которым воплощаются в жизнь позитивные инициативы студентов. При этом параллельно приходится заниматься составлением трудовых договоров с приглашенными специалистами, сбором счетов на безналичную оплату в магазинах, составлением смет, отслеживанием, чтобы нужная тебе бумага прошла по всем инстанциям нашего вузе вовремя и еще бог знает чем. И почти во всех отделах и подразделениях университета каждый как будто нарочно старается тебе помешать, поддеть, указать на то что «все остальные давно оформляют подобные бумаги правильно и вот только работники подразделений по воспитательной работе…». Зачастую вместо того, чтобы думать, как лучше провести мероприятие, какие задачи решить на семинаре кураторов, приходится осваивать вопросы бухгалтерии, юриспруденции и делопроизводства.

Максимум усилий при минимальной зарплате

Специалисты подразделений по воспитательной работе получают минимальную оплату труда. Вспоминается фраза: «Любая работа стоит столько, сколько за нее готовы заплатить». Получается, что все молодые и инициативные сотрудники нашего вуза занимаются воспитательной деятельностью только потому, что это им нравится, и они понимают НУЖНОСТЬ своей работы. Часто ловлю себя на мысли, что, как начальник отдела, я не смогу найти аргументов и заинтересовать новыми перспективами, если кто-то из моих сотрудников решит перейти на другую работу, чтобы обеспечить себе более достойную жизнь. А так и происходит – сотрудники наших подразделений востребованы на рынке труда, потому что навыки приобретаются замечательные (возможно, благодаря тем трудностям, которые создаются для нас в университете).

Кому нужна воспитательная работа?
И все же главнее другое – знание, что твоя работа нужна студентам. Когда ежегодные опросы «Куратор глазами студентов» показывают, что более 80% первокурсников нуждаются в помощи куратора; когда в «Школу вожатского мастерства» ежегодно проводится серьезный конкурсный отбор; когда ребята из «Студенческого отряда спасателей» готовы на свои деньги покупать необходимый туристический инвентарь и когда добровольцы движения «Альтернатива» проводят городские акции, на которые собираются студенты всех вузов и ссузов Саранска – сомнения в нужности воспитательной работе кажутся нелепыми.
В целом, в нашем университете сделано много для создания системы воспитания. Не хватает одного – понимания нужности и важности данного направления работы у всего вузовского сообщества.

Алевтина Анатольевна Клипикова,
помощник проректора по внеучебной работе,
начальник центра развития социальной активности студенческой молодежи, к.и.н.,
доцент кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса

Читайте в этом выпуске