Елена Кривенышева

Сила и слабость воспитательной работы

Пассионарность студенчества

Если проследить возрастную динамику участников массовых акций в России, впрочем, и во всем мире, четко выделяются две группы: представители пожилого возраста – пенсионеры и молодого – студенчество. Политические силы, желающие утвердиться в стране, стремятся заручиться именно их поддержкой. Бесспорно, в этом случае студенчество, способное к активным действиям, имеет приоритеты, по сравнению с более страшим поколением. Все «цветные революции» в странах ближнего зарубежья были совершены с участием молодежи. Уровень всесторонней развитости, социальная активность молодых граждан напрямую связаны с тем, насколько сознательно и самостоятельно они подходят к принятию «судьбоносных» для страны решений. Воспитание студенчества качественно определяет направление развития общества.

Молодежная политика в вузе

Понимая стратегическую значимость данного ресурса, Министерство образования и науки России в Федеральной целевой программе «Молодежь России (2006-2010 годы) заявляет в качестве нового подхода к реализации государственной молодежной политики «создание условий интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны». Наш университет развивает это направление с помощью специального структурного подразделения – гуманитарного совета вуза. Его цель – «создание условий для формирования культурной, гармонично и всесторонне развитой личности, специалиста, творчески мыслящего, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским правосознанием».
Обозначенные в программе приоритеты относятся к категории прописных, не требующих доказательства. Но форма практикуемой воспитательной работы всегда находилась в области перекрестных мнений. Сегодня в университете действует 10 отделов, служб, центров, советов, предлагающих порядка 50 направлений внеучебной деятельности: от оказания психологической поддержки до помощи в трудоустройстве, от поддержки научных инициатив до организации туристического отдыха и т.д. Парадоксально, но в отличие от студенчества, живо реагирующего на инновационность предлагаемых форм работы, представители руководящего и преподавательского состава, которые должны взять на себя основные воспитательные функции, сужают понимание внеучебной деятельности. Более того, Федеральное агентство по образованию в письме от 21.09.2006 № 1739/12-13 «О целевом использовании средств, выделяемых на организацию культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения», лишает вуз права самостоятельно определять сферы воспитательной работы, обязывая его заключать договор о проведении культурно-массового мероприятия со сторонними организациями. Уровень развития развлекательной инфраструктуры города лишь подчеркивает ограниченность принятого решения.

Возможно ли пассивными, безучастными и однообразными методами воспитать активную молодежь?

Сравнивая качественный состав участников чемпионата по парламентским дебатам среди учащихся школ, и чемпионата по дебатам среди первокурсников университета, проводимых Отделом молодежных инициатив, напрашивается только отрицательный ответ на этот вопрос. Школьники уступают студентам, прошедшим вузовскую школу социального «адаптива», прежде всего, в способностях высказать собственное самостоятельное мнение и отойти от «учительских» истин жизни. Кроме того, сужение форм внеучебной работы, как показывает история, может вызвать развитие диссидентских движений или, что сегодня более актуально, «про-оранжевых» настроений. Срабатывает закон сохранения энергии: нереализованная энергия студенчества в рамках внеучебных мероприятий вуза выразится в иных формах. И в этом случае университет не сможет никаким образом контролировать воспитательный процесс своих же студентов.

Так закалялась сталь

К сожалению, эти рассуждения разделяются не все. Сотрудники внеучебной системы вынуждены пробивать стену непонимания, доказывая необходимость проведения инновационных мероприятий как планово-финансовому управлению, так и рядовым преподавателям. Должностные инструкции негласно расширяются обязанностями налаживания каждый раз новых бюрократических мостов и призывами к социально активным формам работы в адрес преподавательского состава. Так закаляются «стальной» оптимизм и «стальное» терпение – качества, необходимые рядовому сотруднику внеучебной сферы.

Кадры внеучебной сферы: мотивация и «личностные типы»

Сегодня кадровый состав воспитательной системы в вузе представлен проректором по внеучебной работе, его помощниками, зам. деканами по внеучебной работе, начальниками отделов и центров, редакторами и инспекторами отделов, кураторами – всего порядка 200 человек. Трудно четко прочертить возрастные границы этого вида деятельности. К примеру, институт кураторства включает в себя и аспирантов 23 лет, и преподавателей с педагогическим стажем более 15 лет. Система внеучебной работы привлекает людей разных поколений. Но однозначно можно заявить: их мотивы различны.
Специалист от 30 и выше – «идеолог» воспитательного процесса. Ценности внеучебной работы стали их жизненными ориентирами. В этой системе они уже не первый год, и будущее их связано с внеучебной деятельностью. Они создают стержневую основу внеучебной деятельности вуза.
Мотивационную основу молодых сотрудников определяет желание быть в центре событий. Действующая в университете система внеучебных занятий во многом отвечает потребности молодежи в мобильности. Работа в этой сфере рассматривается в качестве определенного этапа самовыражения и карьерного роста. К сожалению, в университете не используется безотказно действующий в условиях рыночной экономики механизм материального стимулирования, способный закрепить подобный энтузиазм молодого специалиста. Способности старшего инспектора отдела/центра оценивается всего в 2000 рублей! Совмещая работу и учебу, молодой сотрудник внеучебной структуры не придает решающего значения данному факту. Но на пороге нового этапа своей жизни, когда пересматриваются ценности, именно уровень заработной платы может стать определяющим фактором, и не в пользу университета. Мобильность внеучебной деятельности – это, в том числе, и мобильность кадров. Именно в этом и заключен ее инновационный механизм развития.

Новые люди – новые идеи

Приток новых людей – это новые идеи и новые формы работы со студентами. За последние 5 лет количество проводимых мероприятий увеличилось с 40 до 60 (!), образовалось новое структурное подразделение – Управление по связям с общественностью, был разработан корпоративный стиль университета, появилась система обучения кураторов и т.д. Развитие воспитательной работы в нашем университете было отмечено Дипломом 3 степени II Всероссийского конкурса моделей и проектов воспитательной деятельности в вузах России (2004 г.), Дипломом лауреата III Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» (2006 г.).
Но признание всероссийской значимости реализуемой программы не обеспечивает status quo. Вопреки и несмотря ни на что, ежедневно преодолевая бюрократические и идеологические трудности, воспитательная структура ищет новые пути самореализации.

Ведущая рубрики – Елена Кривенышева,
инспектор Отдела молодежных инициатив,
аспирант кафедры философии для гуманитарных специальностей

Читайте в этом выпуске