Наталья Владимировна Жадунова, Наталья Водогреева, Юрий Алексеевич Кондратенко

Рефлексии о внеучебной работе

Интеллектуальное развитие против воли



Наша головная боль

Внеучебную работу часто противопоставляют учебной. Эта оппозиция прочно закрепилась в сознании многих преподавателей. Что значит внеучебная работа для тех, кто пользуется готовыми клише: «самодеятельность на уровне сельского клуба» и «малопонятная суета, отвлекающая от учебы и науки»?
У наших занятых преподавателей просто нет времени разбираться в хитросплетениях внеучебной системы. Нас больше волнует посещаемость и собственное удовлетворение от проведенных занятий. Что после наших занятий делает студент, нам, как правило, все равно, потому что у нас есть и другие пары, и другие студенты. И многим преподавателям совершенно неважно, заинтересованы ли студенты их предметом. Не ставлю под сомнение компетентность преподавателей нашего вуза, но любое предложение поработать со студентами во внеучебное время (причем за деньги) воспринимается не самым лучшим образом: подготовка конкурсов и олимпиад, а также судейство интеллектуальных турниров и чемпионатов отнимает много времени.

Об «Открытой кафедре»

Два года назад под руководством проректора по внеучебной работе сотрудники ОМИ разработали программу «Открытая кафедра». Цель программы – способствовать повышению интереса студентов к изучаемым дисциплинам, расширение культурного и информационного поля студентов.
«Открытая кафедра» – это возможность продолжать обучение даже во внеучебное время, возможность компенсировать пробел в знаниях.
«Открытая кафедра» позволит разработать и внедрить инновационные методы преподавания гуманитарных дисциплин, повысить интерес студентов к гуманитарным дисциплинам.

Роль ОМИ в программе «Открытая кафедра»: CONTRA

Тут вполне резонно напрашивается другой вопрос: в чем именно заключается деятельность отдела в программе? И вообще, может ли быть такое, чтобы внеучебная работа занималась и обучением? Аргументы против высказаны в адрес моего отдела одним из преподавателей:
1. Интеллектуальным развитием могут заниматься только преподаватели – у них есть степени, звания, опыт и т.д., а не сотрудники внеучебных подразделений.
2. Интеллектуальное развитие индивидуально, его нельзя сделать массовым, а ОМИ собирает большое количество людей.
3. Интеллектуальное развитие – это труд, его нельзя осуществлять в игровых формах и тренингах.

Роль ОМИ в программе «Открытая кафедра»: PRO

Хотелось бы прояснить и свою позицию:
Во-первых, сотрудники внеучебных подразделений – это аспиранты кафедр вуза, кандидаты наук, люди, имеющие большой опыт подготовки и реализации различных интеллектуальных проектов.
Во-вторых, степень и звание, к сожалению, сейчас не являются гарантией того, что перед студентами окажется интеллектуальный, грамотный преподаватель, способный заинтересовать своим предметом.
В-третьих, ОМИ и все отделы в системе внеучебной работы активно сотрудничают с кафедрами вуза, как правило, гуманитарными, и к разработке и проведению своих мероприятий привлекают самых продуктивных и перспективных преподавателей. Причем, многие просто отказываются, ссылаясь на занятость и на свое нежелание работать из альтруистических соображений. К сожалению, даже за разработку заданий и проведение олимпиад университет не может предложить достойной оплаты.
В-четвертых, преподаватели межфакультетских кафедр сетуют на нехватку часов для проведения и усвоения курсов, но всегда с готовностью отказываются от предложений «наверстать упущенное» во внеучебное время, компенсировав недостаток информации и внедрив новые способы преподавания.
В-пятых, можно говорить о сверхзанятости студентов, но практика показала, что даже среди достаточно аморфной студенческой массы есть люди, которые бы хотели узнать что-то новое, попробовать свои силы в другой сфере. Студенты естественно-научных и технических специальность проявляют большую заинтересованность и показывают лучшие результаты.
В-шестых, к вопросу массовом и индивидуальном подходе. На мой взгляд, именно внеучебная работа позволяет найти индивидуальный подход к студентам, наверстать то, что могло быть упущено в учебном курсе.
В-седьмых, внеучебные формы работы позволяют и преподавателю и студенту освоить новые методы, реализовать которые на традиционном занятии не всегда удается. В настоящее время игровые методики, методы активного обучения играют большую роль, и осваивать их просто необходимо. Одно слово «лекция» как монолог с целью передачи информации вызывает тоску, другое дело деловая игра, диспут – это более привлекательно и полезно.
В-восьмых, часто так называемые «компетентные специалисты» просто не готовы реагировать на потребности современных студентов и требования образования. На мою просьбу, обращенную к одному из высококлассных, по его словам, специалистов, прийти к нам в отдел и компетентно поработать с нашими студентами, предложить свою программу и свое видение внеучебной работы, мне ответили, что связываться с внеучебной работой не намерены.

Вечные сомнения

Иногда возникают сомнения в целесообразности такое вида внеучебной деятельности, но результаты очевидны: студенты, а их немного, приходят на наши мероприятия, принимают в них участие, побеждают, представляют наш вуз на конкурсах и турнирах, растут в интеллектуальном плане и социализируются. Программа «Открытая кафедра» позволяет студентам получить знания, опыт общения и сотрудничества с преподавателями, навыки исследовательской работы.

Есть стимул!

Для преподавателей гуманитарных кафедр программа стала не просто еще одним видом неоплачиваемой нагрузки, но способом апробации новых форм работы со студентами, оценки актуальности и востребованности их дисциплин.

Наталья Владимировна Жадунова,
начальник отдела молодежных инициатив, к.филос.н.,
доцент кафедры философии для гуманитарных специальностей



Финансирование студенческого совета




О студенческом совете

Студенческий совет университета старается предложить студентам максимальное количество сфер самореализации, об этом говорят и названия основных направлений дея-тельности (учебно-научное, культурно-массовое, информационно-аналитическое, соци-ально-экономическое и спортивное). Огромное количество студентов принимает участие в организации внеучебной деятельности в ВУЗе. Для примера – только в гала-концерте студенческой весны было задействовано более 200 студентов. Наши студенты участвуют в благотворительных акциях, которые проходят еженедельно, в спортивных соревновани-ях, в научных обществах и кружках, выпускают свои газеты на факультетах и институтах, и этот перечень можно продолжать до бесконечности.

17.00 для студсовета – середина рабочего дня


Эта работа требует от организаторов огромных затрат времени, моральных и физи-ческих сил. Практически никогда (за исключением редких праздников) рабочий день в студенческом совете не заканчивается в 17.00, студенты покидают студ. совет около 20.00ч вечера. Конечно, можно подумать о неэффективном использовании рабочего вре-мени и посоветовать нам пройти курсы тайм-менеджмента. Но смею Вас уверить, эти кур-сы мы проходили, а вот количество организационных дел, которые необходимо выпол-нить, никак не укладывается в рамки рабочего времени.

Информация для постоянных …зрителей

Ежедневно для полноценной организации внеучебной работы затрачивается труд очень многих людей. Конечно, сидя в зрительном зале не каждый догадывается, сколько сил нужно было вложить, чтобы мероприятие состоялось. Начиная с аренды зала (с кото-рой в последнее время достаточно проблем) заканчивая музыкальным оформлением, кос-тюмами да собственно и самими артистами. А уж про награждение и поиск подарков про-сто отдельный разговор.

Бухгалтерия не спешит с оплатой счетов. Как работать без финансирования?
В прошедшем финансовом году возникали лишь некоторые проблемы с оформлени-ем счетов. Так как, в расходной бюджетной классификации не было предусмотрено статьи для приобретения призов. Это вызывало сложности с оформлением бухгалтерских доку-ментов. В конечном итоге 90% рабочего времени было потрачено на оформление доку-ментов для бухгалтерии. Из-за несвоевременной оплаты счетов бухгалтерией уже в про-шедшем году со студенческим советом МГУ им. Н.П. Огарева отказались работать мно-гие поставщики.

Связано ли финансирование с качеством внеучебной работы?

В этом финансовом году ситуация с финансированием оказалась еще сложнее. Со-гласно письму Федерального агентства по образованию от 21.09.2006 № 1739/12-13 «О целевом использовании средств, выделяемых на организацию культурно-массовой, физ-культурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения» средства из федерального бюджета для организации культурно-массовой работы должны тратиться по 226 коду при согласовании с профсоюзной организацией вуза. Это привело к следующе-му:
- использование денежных средств только по 226 коду (услуги по проведению куль-турно-массовых мероприятий) предполагает, что вуз заключает договор о проведении культурно-массового мероприятия с другой организацией, в результате чего идеи и кон-цепции мероприятий студенческого совета не реализуются в полной мере, что отражается на качестве работы.
- заблаговременное объявление котировочных торгов по всем видам товаров и услуг приводит к дополнительным финансовым затратам из внебюджетных средств университе-та, так как за два месяца до проведения мероприятия невозможно учесть все необходимые расходные материалы (или продумать конкретное оформление сцены).
Суть бухгалтерской операции «финансирования мероприятий по 226 коду ЭК» пере-черкивает самостоятельность работы и организацию деятельности самоуправления. Так как сторонние организации, которые должны проводить наши мероприятия по договору услуги, не заинтересованы в том, чтобы студенты принимали участие в проводимых ме-роприятиях.

Новое направление внеучебной работы – борьба за проведение запланирован-ных мероприятий


За истекший квартал мы всеми правдами и неправдами провели запланированные в этом учебном году мероприятия, но со многими организациями до сих пор не расплати-лись. Некоторых заверили гарантийными письмами, что аренду все-таки проплатим в ию-не-июле текущего года. С другими договорились, благо в нашем маленьком городе есть знакомые частные предприниматели, которые пока еще тебе доверяют. Ведь посудите са-ми, без канцелярских товаров, расходных материалов, аренды, костюмов, тех же самых призов не может состояться ни одно мероприятие.
Многие сотрудники университета, не сталкивающиеся с внеучебной работой, и не подозревают, какой это огромный труд. А ведь работа различных научных обществ, во-кальных студий, хореографических кружков, является лицом вуза.

Наталья Водогреева,
помощник ректора по работе со студентами,
председатель студенческого совета университета




Воспитательная работа глазами преподавателя




Единственная форма занятий воспитательной работой для простого преподавателя – лекции и семинары. Для гуманитарного предмета воспитательная работа будет выражаться в оценках (в том числе субъективных) происходящих событий. Все общественные науки выходят на примеры из жизни – в этом и заключаются воспитательные моменты лекций.
Вообще же воспитательная работа – это систематическая работа, которой в нашем вузе занимаются соответствующие структуры, ежедневно работающие со студентами. Мы же встречаемся на занятиях раз в две недели, о какой систематической воспитательной работе может идти речь? То есть это происходит совершенно случайно, эпизодически. Преподаватели могут, опять же добровольно, принимать участие в каких-либо внеучебных мероприятиях. Как можно обязать заниматься дополнительной работой, за которую не платят? Только в рамках учебного процесса. Будучи куратором, я осуществлял воспитательную работу, занимаясь вопросами повседневной жизни студентов: помогал ориентироваться в учебном процессе, планировать подготовку к сессии. Тогда за работу куратора не платили, но ведь любая работа должна оплачиваться.

Юрий Алексеевич Кондратенко,
к.филос.н., доцент кафедры культурологии

Читайте в этом выпуске