Наталья Дмитриевна Десяева

Народ существует, пока существует его язык

Язык гибнет только в том случае, если исчезают носители языка

Развитие любого языка обеспечивается тем, как этот язык реализует свои функции. Очень важно, чтобы носителя языка осознавали свою связь с ним. Если создаются тексты на этом языке, язык развивается. Язык гибнет только в тех случаях, когда исчезают его носители. Народ существует, пока существует его язык. К сожалению, не так часто мордовские языки звучат в местных СМИ. Жизнь языка позволяет воспринимать его в определенном образе. Если, к примеру, взять английский язык, то для неанглоговорящих это язык индустриальный, язык – функция, язык – суперкомпьютер. К нему обращаются все. Есть языки – музеи. Такие как латынь, древнерусский язык. Есть самобытные живые языки, функционирующие в определенной среде. Такие, как русский, мордовские языки.

Любой язык важен для познания мира

Нельзя говорить, что мордовские языки не используются в научной коммуникации. Даже в дошкольных учреждениях, к примеру, дети изучают, что такое восход солнца, почему день сменяет ночь, об окружающем мире. Они говорят об этом на родном языке. Это пример познания
(с помощью родного языка) закономерностей развития материального мира. Любое преднаучное знание ребенок получает с помощью родного языка. Но если в школе педагог будет объяснять тему, то – хотя бы - без интернациональных терминов не обойтись. В естественных, точных науках есть специальные факты, понятия, закономерности, которые трудно объяснить на национальных языках. А вот о явлениях национальной культуры невозможно рассказать без обращения к национальным языкам. Некоторые фрагменты гуманитарного знания просто не существуют вне национальных языков.

Изучение языков – путь к пониманию культуры

Сегодня много говорят о том, нужно ли изучать родной язык в школах и вузах Мордовии. Изучать нужно. Но изучать нужно с интересом. На мой взгляд, изучение мордовских языков должно быть прежде всего привлекательным и добровольным. Всегда должен быть выбор: изучать / не изучать. Тут можно говорить о просветительстве, об ознакомлении людей с языками и культурой разных народов. И в Мордовии это должны быть мордовские языки и культура. Я считаю, что мордовские языки в русских школах нужно изучать в просветительском ключе. Главная цель изучения мордовских языков – сформировать у человека интерес и потребность знать язык народа, который живет рядом. Школа должна помочь узнать тексты на мордовском языке, песни, загадки, стихи. А то мы натыкаемся на эти произведения случайно. Я как-то случайно открыла журнал «Странник» и случайно прочла стихи А. М. Доронина. Это было несколько лет назад. Мне было жаль, что не знала этих стихов раньше. Теперь специально слежу за творчеством этого писателя. Если сейчас в дошкольных учреждениях детей будут знакомить с национальными фольклорными и литературными текстами, с теми же сказками, баснями, песнями, то через 50 лет этим детям будет 55 лет. А это значит, будет активное, живое население, в жизни которого были мордовские языки. В некоторых школах это понимают. Так, например, особое внимание изучению мордовских языков уделяет школа № 19. Это школа открытой культуры. Ученики этой школы открыты к восприятию любой культуры.

У нашего города нет своего звучания

Мы живем в период кризиса речевой культуры, пренебрежительного отношения к речевой культуре. Во всех отношениях. Отсюда – много проблем. У нашего многонационального города, например, нет своего звучания, тем более многонационального звучания. Возьмем, например, тексты, которые читают все – вывески. У имени собственного есть определенная аура. И она обозначается теми ассоциациями, которые вызывает это имя. Аура некоторых наименований, встречающихся на вывесках в Саранске, туманна. Почему магазин называется «Антрацит»? («Антрацит - ископаемый уголь высшей степени углификации» - цитирую Большой энциклопедический словарь)? Почему страховое общество называется «Янус»? (Янус, как известно, был двуликим). В нашем городе гораздо более уместны слова «лисьмапря» (источник), «ардома» (движение), «вайгель» (голос).

Наталья Дмитриевна Десяева,
заведующая кафедрой стилистики и культуры речи,
доктор педагогических наук, профессор

Читайте в этом выпуске