Международный проект

Мы будем экспертами по продвижению Болонского процесса в области юридического образования в России


Программа «TEMPUS-TACIS-BOLOGNA-JURIS» вступила в действие в 2005 году. В ней принимают участие 2 университета России (МГУ им. Н.П. Огарева и ННГУ им. Н.И. Лобачевского), и западные вузы – партнеры: университет им. Пьера Мендэса (Гренобль, Франция), университет Ренн-1 (Франция), университет им. Роберта Шумана (Страсбург, Франция), университет общественно-политических наук Пантеон (Афины, Греция), университет Саарбрюккен (Германия).
Глобальная цель программы – помощь юридическим факультетам российских вузов по проведению в жизнь решений Болонского процесса и создание условий по подготовке магистров международного и европейского права. Речь идет об адаптации пятилетнего курса преподавания на русских факультетах к двухуровневой системе (лиценциат/мастер), включая переход на балльную систему зачетов в соответствии с новыми университетскими нормами Европейского научного пространства.
Главной задачей юридического факультета МГУ им. Н.П. Огарева в рамках данной программы является открытие кафедры европейского и международного права на юридическом факультете, а также создание специализации по европейскому и международному праву. Это позволит Мордовскому университету предложить Министерству образования и науки РФ услуги экспертных групп по продвижению Болонского процесса в области юридического образования. И, кроме того, открыть магистратуру в области международного и европейского права с выдачей совместных с западными партнерами дипломов.
Сегодня на юридическом факультете создан Центр Европейского и Международного права. Ведущие преподаватели западных университетов читают лекции на базе нашего вуза. За три года существования программы в западных университетах прошли стажировку 16 наших студентов, многие из них сделали это очень успешно, показав высокие результаты в обучении.
В мае 2007 года в Саранске состоялось большое общее собрание всех участников программы, на котором нашим факультетом был представлен предварительный проект учебного плана по специализации «Международное и европейское право», разработанный с учетом требований Болонской системы образования. Мы уже начали преподавание некоторых учебных дисциплин, которые запланированы в рамках программы: «Европейские институты», «Право Общего рынка Европейского Союза», «Институционное право ЕС».

Валерий Федорович ЛЕВИН,
декан юридического факультета МГУ им. Н.П. Огарева





Трудно сказать, какая система образования хуже или лучше – везде есть свои плюсы и минусы. И французская, и русская системы образования по-своему являются эффективными и по качеству образования не уступают друг другу. Однако, лично мне французская система показалась более демократичной. Моя стажировка проходила во Франции на юридическом факультете Университета Ренн-1 в течение 5 месяцев. Вот некоторые особенности этого образовательного процесса. Базовый курс высшего образования во Франции составляет 3 года. Как утверждают студенты, с которыми мне довелось общаться, после получения такого диплома трудно найти работу по специальности. Поэтому большинство французских студентов продолжают обучение в магистратуре – расширяют и совершенствуют свои знания и навыки.
Существует 20-бальная система оценки уровня знаний. Высшим баллом является 20, однако, на практике получить столько баллов на экзамене практически невозможно. Применительно к нашей системе: от 10 до 13 баллов – оценка «3»,от 14 до 16 - «4», от 16 и выше – «5». Студент, набравший на экзамене меньше 10 баллов, имеет право на одну пересдачу. В случае неудачной попытки он остается на «второй год». Кстати, студентов оставшихся на «второй год» в университете Ренн достаточно много, но это вовсе не говорит об их неграмотности или безответственности. Дело в том, получить даже 10 баллов очень сложно – к студентам на экзамене предъявляются строгие требования. О системе «автоматического» получения зачетов и экзаменов (так знакомой русским студентам) там вообще никто не слышал.
Хотя у французских студентов всего два семинара в неделю, все они проявляют себя как добросовестные и грамотные слушатели. Явка на занятиях – стопроцентная. На семинарских занятиях не практикуется система опросов студентов преподавателями. Семинары проходят в форме беседы, каждый добровольно и активно высказывает свою позицию, показывая наличие (или отсутствие) знаний. На лекциях практически никто не пишет в тетради и не использует ручку. Студенты приходят на занятия, имея при себе ноутбук, что значительно все упрощает. После занятий все дружно идут в библиотеку (хорошо оснащенную) и остаются там до самого вечера. Вот такое отношение к образованию у французских студентов, что, несомненно, положительно сказывается на их дальнейшей карьере.

Екатерина ЛОГИНОВА, студентка 5 курса МГУ им. Огарева,
участница программы «TEMPUS-TACIS-BOLOGNA-JURIS»:



Системы образования России и Франции, конечно, разнятся, т.к. Франция уже перешла на Болонскую систему образования, которая, на наш взгляд, очень эффективна, практична и мобильна. Эта система упрощает многие процедуры, связанные с организацией учебного процесса, позволяет студентам получать дипломы, которые признаны государствами-членами ЕС и при наличии которых французский студент может легко проходить дальнейшую стажировку или устроиться на работу в другой стране – члене ЕС.
За время работы программы в России заметны большие сдвиги в развитии российской системы образования (в частности, на примере юридического образования в МГУ им. Н.П. Огарева) и предполагается, что уже совсем скоро российское образование выйдет на новый, усовершенствованный и более прогрессивный уровень.

Даниель ГАДБЭН,
декан факультета права и политики университета Ренн-1 (Франция):

Читайте в этом выпуске