Наталья Владимировна Жадунова

Работаем с элитой!

С чем ассоциируется Университет прежде всего? С технопарками, экономической выгодой? Думаю, что нет. В первую очередь, когда мы говорим о вузе, мы говорим об образовании и образовательной среде. И только потом о конкретных результатах – научных открытиях, новых технологических прорывах и достижениях.
Инновации в образовании – это создание условий для непрерывного, многостороннего и качественного процесса получения знаний, связанного с повышением уровня гуманитарной культуры, интеллектуальной эрудиции, развития коммуникативных навыков и умений, и в конечном итоге, конкурентоспособности выпускника.
В настоящее время для успешной профессиональной деятельности уже не достаточно того базового багажа, который человек получает в рамках специальных курсов и дисциплин. Необходимо обладать опытом постоянного пополнения знаний, опытом нахождения и использования информации для решения конкретных проблем.
Выход из сложившейся ситуации – применение современных инновационных методов в учебной и внеучебной деятельности вуза. Одним из таких методов является проведение тематических гуманитарных школ и семинаров, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения с учетом способностей и интересов обучаемого.
Это приводит к кардинальному изменению отношений между преподавателем и студентом в процессе обучения: от наставничества осуществляется необходимый переход к равноправному сотрудничеству.
Управление внеучебной работы нашего вуза более пяти лет реализует программу “Гуманитарные тематические школы”. Выездные
школы-семинары направлены на реализацию таких задач, как повышение культуры критического и проблемного мышления студентов; обсуждение актуальных проблем современности; развитие навыков аргументации и культуры дискуссии; формирование активной гражданской позиции, приобщение к ценностям высшей школы и научного сообщества.
Выездные тематические гуманитарные школы сейчас проводятся по следующим направлениям:

- развитие студенческого самоуправления в вузе: лагерь-семинар “Лидер студенческого самоуправления”;
- стимулирование творческой активности студенческой молодежи: Зимний лагерь-семинар “Огаревец”;
- обучение студентов основам интеллектуальной игры и образовательной технологии “Парламентские дебаты”: Школа “Дебаты”;
- развитие интеллектуальной культуры: Межрегиональный лагерь интеллектуального развития “Летние зори”.

Тематические гуманитарные школы предполагают серьезный отбор участников, выявление самых способных и мотивированных. Это, по сути дела, студенческая элита, способная к развитию и росту. Профессор А.А.Гагаев в одной из лекций заметил, что “подавляющее число современных людей принадлежат к виду «homo debilus» и от человека разумного в них мало что осталось. Они нацелены на потребление и удовольствие здесь и сейчас, потому что остальные блага и ценности им просто не доступны в силу неразвитости сознания и мышления”. Как преподаватели, мы действительно вынуждены работать с разными по уровню интеллекта и базовой подготовки студентами, и выбирать не приходится. Преимущество гуманитарных
школ – возможность выбора лучших студентов вуза, и работа с максимальной отдачей.
Так же тщательно подбираются преподаватели-эксперты, приглашенные с мастер-классами на школы. Это высококлассные специалисты в своих областях знания, способные сделать обучение проблемным, нацелить слушателей на самостоятельный поиск решений. Хочется назвать имена профессоров и доцентов нашего вуза, которые в разное время принимали участие в наших школах:
д.ф.н., профессор А.А. Гагаев, д.соц.н., профессор Т.М. Дадаева, д.пед.н, профессор Н.Д. Десяева, д.ф.н., профессор Е.В. Мочалов, к.ф.н., доцент Ю.А. Кондратенко, д.ф.н., профессор А.А. Сычев, к.ф.н., доцент А.Б. Танасейчук, к.ф.н., доцент М.А. Тростина, к.ф.н., доцент Е.В. Тихонова и другие.
Подобные школы и семинары, при наличии дополнительного финансирования (бюджетного или грантового) позволяют привлекать в качестве экспертов ведущих специалистов других вузов и образовательных учреждений, что, несомненно, расширяет возможности получения новой информации и знаний.

Наталья Владимировна Жадунова,
доцент кафедры философии для гуманитарных специальностей,
начальник отдела молодежных инициатив


Впечатления участников от Гуманитарной Школы “Дебаты – 2008”


Место проведения Школы: СОК “Сивинь”.
Организаторы: Отдел молодежных инициатив.
Участники: студенты МГУ им.Н.П. Огарева.


Тема Школы - “Молодежь. Семья. Общество”.
Школа включает три блока занятий: мастер-классы, чемпионат по Парламентским Дебатам, игры и тренинги.
Цель Школы - сформировать умения и навыки работы с информацией, развить аналитические и риторические способности.

Участники познакомились с правилами игры и судейства в ПД, посетили мастер-классы:
- “Молодежь в современном обществе” (Д.Е.Соловьев)
- “Социальные сети: общение или иллюзия” (Е.Н.Суняйкина)
- “От насилия к манипуляциям” (Е.В.Тихонова)
- “Статус мужчин и женщин в современном обществе” (Т.М.Дадаева)
- “Аргументация и контраргументация” (Е.В.Мочалов)
- “Коммуникативные умения как основа успеха” (М.А.Тростина)

Победители Чемпионата Школы по ПД примут участие в Международном турнире “Открытый кубок МГЮА по Парламентским дебатам” в г.Москва.

Ирина Мочалова (СТФ, победитель чемпионата Школы по ПД)


От Школы осталось ощущение постоянного праздника, радость от того, что рядом люди, с которыми можно РАЗГОВАРИВАТЬ! Здесь не было гендерных предубеждений, ты говоришь – и тебя ПОНИМАЮТ! Я счастлива, что мой университет и конкретно ОМИ предоставил мне возможность пообщаться со своими лучшими представителями. Участники, оргкомитет, эксперты – очень корректные, умные, вежливые люди. Приятно, что оргкомитет способен к неформальному общению. Люди, которые сделали эту школу, для меня очень авторитетны, особенно в дебатах. Мне безумно импонирует манера произнесения речей Антона Новикова, наверное, могу назвать его идеальным дебатером. Высшая похвала на этой школе – когда Петр Дудкин и Антон Новиков не находят существенных недостатков в моей речи.

Алексей Дубов (юридический, второе место в чемпионате Школы по ПД)


Получил огромный опыт игры в дебаты именно в этих играх по сравнению с другими чемпионатами. Очень интересные мастер-классы, но не всегда у экспертов был контакт с аудиторией. Нашел много друзей, единомышленников. Уверен, что продолжу с ними общение и по окончании школы.





Елена Андриянова (ИСИ, участник Школы)



Обнаружила, что в университете есть люди, близкие мне по взглядам, интересам, общение с которыми развивает. Информация, полученная на мастер-классах, позволяет расширить кругозор. Дебаты для меня – не самоцель, а средство для развития нужных качеств, внутреннего потенциала. Самое яркое мероприятие Школы – игра “Ночь Триффидов”, она оказала психологическое воздействие, я пересмотрела ряд собственных стереотипов.



Евгений Баринов(ФЭТ, второе место в чемпионате Школы по ПД)


До приезда на Школу я понятия не имел, что такое дебаты, это мой первый опыт. Смысл стал понятен только после участия в игре. Мне повезло с опытным напарником, и это помогло дойти до финала. Я учусь на технической специальности, всегда был далек от гуманитарной специфики как в речах (извините, но у гуманитариев они зачастую нелогичны и абстрактны), так и в знаниях. Среди участников в основном гуманитарии, и мне было несколько непривычно. Но удалось быстро адаптироваться, сложились теплые отношения со всеми участниками. Проведенные здесь мастер-классы расширили мой кругозор, было действительно интересно. Особо могу отметить темы наиболее актуальных занятий: “Насилие и манипуляции” Е.В.Тихоновой и “Особенности аргументации” Е.В.Мочалова. Часть полученной информации удалось использовать уже на Школе.

Читайте в этом выпуске