Наталья Владимировна Долматова

Пять шагов интеграции

Один из главных вопросов, который сегодня волнует, я думаю, высшую школу и систему образования в целом – это проблема непрерывного образования. Необходима организация такой системы взаимодействия между дошкольным, школьным, вузовским и поствузовским образованием, в которой каждый человек имел бы возможность получать новые знания и овладеть новыми технологиями (путем самообразования, или дистанционного обучения). И здесь, конечно, нам помогают традиции и опыт сотрудничества с высшей школой.

Шаг первый. Единый экзамен.

Гимназия № 12 сотрудничает с Мордовским государственным университетом им.Н.П.Огарева более двадцати лет. Мы были первооткрывателями вместе с вузом в системе приема наших детей без экзаменов, так называемые совмещенные экзамены позволяли одаренным детям поступить на избранные факультеты еще до официального приема. Это был первый и очень конструктивный опыт, поскольку университет отслеживал и предоставлял возможность талантливым, одаренным детям учиться в вузе.

Шаг второй. База университета – для учащихся.

Второй шаг – это предоставление базы университета для совершенствования знаний наших учеников. Руководство университета пошло навстречу, позволив нашим ученикам пользоваться научной университетской библиотекой, поскольку библиотечный фонд школы и Пушкинской библиотеки несколько отличается от научной библиотеки университета, и наши дети, (а сегодня они уже не дети, а профессионалы в своих сферах), также, как и студенты вуза, пользовались уникальными библиотечными ресурсами.

Шаг третий. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам.

Третий шаг взаимодействия – подготовка наших одаренных детей к олимпиадам, к различным творческим конкурсам и конференциям, и здесь большую роль сыграл Учебный региональный округ. Конечно, хотелось бы сохранить модель подготовки одаренных детей на базе вузов, так как лабораторные условия в университете лучше, и, несомненно, профессионализм преподавателей высшей школы при подготовке к всероссийским олимпиадам сегодня необходим. Задания конкурсов всероссийского уровня рассчитаны не на базовый, и даже не на продвинутый уровень знаний учеников, такой как в школах с углубленным изучением дисциплин, как в школе № 4 (математика), 12 (английский язык), 31 (биология) и т.д., а на университетский уровень. Сегодня необходимо создать такую систему работы с одаренными детьми, которая позволила бы мордовскому школьнику, мордовскому образованию представлять достойно Россию на международном уровне. Тем более, талантливых и одаренных детей, мотивированных на знание, становится все больше и больше, потому что сегодня школьник понимает: чтобы стать успешным человеком, нужно иметь качественные базовые знания.

Шаг четвертый. Школа – методическая площадка для студентов вуза.

Думаю, что четвертый шаг более важен для школы, нежели для университета, дающего классическое образование: школа является базой практики для приобретения и совершенствования методических навыков студентов, получающих диплом учителя. (это студенты филологического факультета, института физики и химии, историко-социологического института, факультета иностранных языков и др.). Именно здесь студенты могут апробировать полученные в вузе компетенции.

Шаг пятый. Повышение квалификации учителей на базе университета.

Повышение квалификации учителей в настоящее время – вопрос очень острый. На сегодняшний день многие педагоги, в силу жизненных обстоятельств (жизнь требует от нас мобильности), получают вторую и третью специальность, и институт переподготовки кадров, конечно, помогает педагогам найти свою новую профессию, обрести свое новое «Я» и успешно вписаться в ту ситуацию, которая существует сегодня на рынке труда.
В каждом из рассмотренных направлений интеграции есть огромный потенциал для развития, и я очень надеюсь, что совместными с сотрудниками вуза усилиями мы действительно выстроим прочную и эффективную систему взаимодействия между разными уровнями образования.

Подготовила Евгения Кирдяшова

Читайте в этом выпуске