Елена Владимировна Тихонова

Что хотят клиенты сферы образования?

«Если ты не знаешь, куда идешь, то заблудишься, куда бы ты ни шел». Точное определение процесса, результат которого не ясен для участников. И меткая характеристика состояния умов, переживающих за «смутное», переходное для системы образования время. В чем бы ни состоял смысл образовательных реформ, они всегда вызовут недовольство большинства, поскольку нарушают представления конформного человека о привычном-«правильном». И всегда будут одобрены, правда, немногими, поскольку соответствуют нон-конформистской потребности в переменах.
Одно из таких «новых» требований – клиентоориентированный подход, учет образовательных запросов студентов, абитуриентов, соотнесение их с потребностями работодателей… Новое в кавычках, поскольку это частичные реминисценции из истории образования: студенты Болонского университета сами приглашали преподавателей, определяли выбор дисциплин и формы обучения. (Деятельность сегодняшнего студенческого самоуправления после этого кажется детской забавой). «Золотой век» оказался недолгим, преподаватели нуждались в упрочнении положения, в том числе материального. Укрепив позиции, приобрели профессиональный снобизм. Например, вопрос преподавателям разных вузов России «могут ли ваши студенты влиять на программы курса?» вызывает раздраженное непонимание: от «они не в состоянии этого делать» до «с какой стати?». Причем так отвечают гуманитарии, призванные развивать свободные непредвзятые суждения. Понятно, что «непредвзятость» в данном случае будет измеряться степенью совпадения с общепринятым или собственно преподавательской позицией. Конфликт этот довольно древний, вот небольшой пример для сравнения:

«Студенты протестуют, потому что аудитории переполнены и преподавание ведется слишком авторитарно. Преподаватели охотно организовали бы работу в форме семинаров вместе с учениками, но … препятствуют этому. (1200 год). Проводится реформа, дающая права самоуправления преподавателям и студентам, ректор не может отказать в разрешении преподавать кандидату, предложенному шестью профессорами (1215 год). (У.Эко «Средние века уже начались»)


И случай 2007 г.:

По Интернет на адреса официальной электронной почты вузов России было разослано обращение студентов социологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова с просьбой поддержки в удовлетворении их требований, направленных против некачественного преподавания. Вот основные обвинения:
• Качество образования и бытовые условия на факультете невыносимы!
• Учиться невыносимо скучно, а учить хорошо невозможно.
• Образование на факультете – только фикция!
(Все декларативные высказывания в письме подкрепляются фактами и комментариями. Полный текст письма можно найти по адресу http://strider.ru/2007/03/22/121 )


Какой мы должны сделать вывод? Во-первых, что студентам небезразлично, чему их учат, кто их учит, как их учат. Даже если расценивать письмо как провокацию, это, тем не менее, напоминание вузам о традиционных недостатках. Во-вторых, следует отвечать на вопрос: что нужно сделать, чтоб студенты (те, кто хочет учиться) были довольны? Нужно не только проводить мониторинги образовательных потребностей и интересов студентов, но и учитывать полученные результаты при планировании подвижной составляющей учебных планов, программ спецкурсов. Ведь случай студентов-социологов Московского университета (не вдаваясь в подробности этого конфликта) подчеркивает тот факт, что потребности студентов (лучших, конечно же) и цели системы образования в целом совпадают – качественное образование!

Елена Владимировна Тихонова,
помощник проректора по внеучебной работе

Читайте в этом выпуске