Мнения

Что означает понятие “инновационная деятельность” в образовании?

Евгения Васильевна Кирдяшова, доцент кафедры педагогики, помощник проректора по внеучебной работе


Если оценивать инновационную деятельность с точки зрения введения нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания в вузе, то инновации, безусловно, присутствуют в учебном процессе университета. Однако возникает проблема интерпретации понятий “инновации”, “новое”. Для одного педагога какой-либо подход действительно представляется новым, потому что он об этом никогда не слышал (но ведь если не слышал, это еще не значит, что это не используется коллегами), а для другого это совсем не новое, он давно практикует это, читал в литературе. То же можно отнести и к критериям инновационности (новизне, оптимальности, результативности, творческом применении). Поэтому об инновационной деятельности в образовании можно говорить лишь в отношении компьютерных, биологических, строительных и др. технологий.

Татьяна Михайловна Дадаева, профессор кафедры социологии


Инновации в образовании предполагают, во-первых, использование новых информационных технологий, интерактивных методов обучения. Во-вторых, балльно-рейтинговую систему оценивания. Интерактивные методы призваны больше вовлекать студентов в процесс обучения, в том числе в качестве со-преподавателей. На своих занятиях я заранее предлагаю студентам конспекты лекций, что позволяет им быть равноправными участниками, а не пассивными слушателями, компетентно обсуждать материал. Конечно, интерактивные методы требуют высокого уровня подготовки студентов.


Михаил Булычев,студент 3 курса ИМЭ


Само понятие “инновационная деятельность” многоплановое. Прежде всего, это внедрение каких-либо нововведений. Инновации могут коснуться любых сфер деятельности; в плане обучения – это и система оценивания знаний студентов, и какие-либо новшества в преподавании знаний. Если говорить об инновационной деятельности в образовании в целом – это все меры по реформированию, улучшению системы образования.




Нелли Альбертовна Атыкян,доцент кафедры биотехнологии, зам.декана по учебной работебиологического факультета


Инновации в образовании связаны с внедрением новых форм в образовательный процесс. Например, проведение специфических деловых игр – разработка проектов по организации производства какого-либо биотехнологического продукта или проектов по очистке сточных вод конкретного предприятия.
Еще одной формой активизации образовательного процесса является выполнение межпредметных курсовых и дипломных работ. Например, одной из последних исследовательских работ является разработка технологии хлебобулочных изделий с добавлением биологически активных веществ. Результатом разработки явилась булка “Океан” с Модифиланом – биологически активной добавкой на основе морской капусты, в настоящее время внедряемая на ОАО “Хлебзавод”.

Владимир Павлович Селяев, член-кор. РААСН, профессор, зав. кафедрой строительных конструкций


Инновации в образовании – это нововведения в образовании. Само понятие “образование” – очень сложное, многогранное, состоящее из понятий “система образования”, “методика преподавания”, “объем преподаваемой и получаемой информации” и др. Система образования должна быть консервативной, по крайней мере, не меняться быстро, а методики преподавания должны быть инновационными, знания, даваемые студентам, необходимо постоянно обновлять. Преподавание в рамках нашей специальности строится на основе научных исследований (инновационных по определению), проводимых ведущими специалистами, аспирантами, докторантами, студентами.


Андрей Анатольевич Сычев, профессор кафедры философии для гуманитарных факультетов


Инновационность в образовательной деятельности предполагает переход в системе “учитель-студент” к активности обучаемого. Думаю, что акцент здесь должен быть сделан не на саму информацию, а на умение выделения релевантной, адекватной информации, критическое отношение к ней и умение использовать ее в профессиональной деятельности. В плане методики – это переход от монолога лекционных курсов к занятиям с постоянной обратной связью, в том числе исследовательского, игрового характера. Здесь возможна и обратная крайность – утрата фундаментальности в активных методах обучения, ориентированных в большей степени на повышение интереса к предмету. Говоря об инновационности, следует подразумевать, что “сработать” подобные методики смогут только в том случае, если имеется заинтересованность студента в знаниях, есть готовность посвятить большое количество внеаудиторного времени самостоятельной работе, обеспечив фундамент для инновационности. Без развитой культуры самообразования любая инновационная деятельность вырождается в бесцельную самодеятельность.

Читайте в этом выпуске